Lahme
offline
[i]
метки: разное
Интересно пишет А.Мещеряков, японист. Как то давал уже ссылу.
А вот, про одежду -
тык
Цитаты
Традиционная японская культура уделяет огромное внимание одежде как социальному маркеру. В традиционной культуре одежда представителя верхнего сословия, например самурая, должна была быть шелковой, что запрещалось социальным низам. Это было законодательно установлено. Кроме того, одежда должна была быть совершенно неприметная, темных тонов, исключены любые кричащие тона. Яркая одежда позволялась либо социальным низам, либо, предположим, незамужним молодым девушкам...

... Чем выше статус человека, тем более прописанным является его поведение, в том числе и одежда. И чем ниже человек опускается по социальной лестнице, тем свободнее он становится в таких телесных проявлениях. Самураю запрещается обнажать свое тело...

... Когда европейцы в середине XIX века попали в Японию, все они в один голос говорили, что японцы не отличаются скромностью в своей одежде. Почему? Потому что у них обнаженные ноги. Они видели грузчиков в портах, крестьян в поле, ремесленников. Когда японцы попали на русский корабль, совершавший кругосветное путешествие, они были страшно удивлены, что русские матросы моются на корабле, обливаясь водой, будучи облачены в рубашки до пола, поскольку в то время в христианской культуре запрет на обнаженное тело был чрезвычайно сильный...

... Традиционных для европейцев представлений о пропорциональном и красивом теле в Японии практически не существовало... В японской телесной культуре мышцам не уделяется вообще никакого внимания, для обозначения мышц в японском языке даже не существовало термина...

... Сумо известно в Японии с давних времен, но в традиционной культуре человека, находящегося ниже по статусу, чем борец, найти трудно. Борцы, которые оголяют свое тело, показывают его — это воспринималось как недостойное «настоящего» человека. Статус сумо стал подниматься только в конце XIX — начале XX века, когда европейцы познакомились с японской культурой...

... И вот в середине XIX века начинается новая эпоха — Японию открывают американцы, русские, англичане, французы. В страну сразу же хлынул поток информации с Запада. И тут японцы понимают, что они абсолютно неконкурентоспособны, у них нет огнестрельного оружия, нет и современного образования. Комплекс неполноценности коснулся и тела тоже. Раньше японцы не переживали по поводу своего тела, наоборот, считали, что европейское тело очень некрасивое, что европейцы не умеют одеваться, волосы у них очень странные. А сейчас у японцев возник комплекс неполноценности в отношении своего малого роста. Теперь японцы считают, что с их желтой кожей нужно бороться. Поэтому принимается множество правительственных программ, направленных на увеличение роста японцев. В медиа идет реклама мяса, поскольку раньше японцы его не ели. ...

... Поначалу японцы хотели стать европейцами. Так, на японских цветных гравюрах русско-японской войны японцы рисуют своих воинов совершенно с европейскими лицами. Русских от японцев на картинках можно отличить только по форме. Но позже, в связи с этим мифом о «желтой угрозе», сначала у японцев возникла страшная обида, а потом они начинают искать в своем теле ту красоту, которая отличает тело японца от тела европейца. И со временем они ее находят, правда, в основном это касалось японской женщины. Японские интеллектуалы, писатели вроде Танидзаки Дзюнъитиро начинают превозносить красоту японской женщины. В своих произведениях они подчеркивали, что японка — это самая красивая женщина в мире, поскольку японки обладают естественным подтемненным цветом лица, в отличие от европеек, имитирующих загар кремами. Кроме того, японские женщины обладают хорошими манерами. Европейки же, напротив, не умеют себя сдерживать: машут руками, ходят крупными шагами и в целом ведут себя развязно.
.. Танидзаки даже говорил, что европейская женщина — это объект для рассматривания, что до японской женщины, то смотреть на нее — может быть, не столь приятно, зато касаться ее — намного приятнее...


И еще. отсюда О неутраченном чувстве стыда.
.. на примере ужасного землетрясения и цунами в Фукусиме в 2011 году. Все американские, европейские и наши журналисты задавались вопросом: «Почему нет мародерства?» Меня допрашивали про это просто с негодованием. Это реально возмущало западных людей, потому что не вписывалось в их картину мира. Если нет контроля со стороны полиции, то мародерство должно быть. А если этого нет, значит, с этими людьми что-то не так. Но на самом деле такая постановка вопроса означает только одно: глубину нашего собственного падения. Но мародерства в Японии не было, воровства не было. А это свидетельствует о том, что какие-то чрезвычайно важные ментальные вещи в Японии все равно остались. Воровать было нехорошо и сто лет назад, и двести, и сейчас тоже. Воровать нигде не хорошо, и христианство это запрещает, но оказывается, что Западу не удалось это сохранить, а Японии удалось. Не хочу сказать, что в Европе, Америке или у нас — все воры, но как только случаются стихийные бедствия – так начинаются эти стихийные безобразия...



ledizxxx
offline
[i]
позновательно))самурайский меч и бушидо на первом месте всеж должно быть//


ledizxxx
offline
[i]
спасибо за труд))очень много интересного узнала


Lahme
offline
[i]
Да, там и про меч есть.
У самураев была проблема - как ходить в баню. Надо же раздеваться и меч куда-то девать.. Без меча - не самурай.